Если вы серьезно подошли к первому шагу
создания стиля, а именно определению его концепции,
то в общих чертах вы уже знаете, каким должен быть
логотип. Повторяю, в общих чертах. То есть вы уже
знаете, какую вашу мысль он должен выражать,
какими качествами он должен обладать. Логотип
может быть солидным, серьезным, легким, игривым,
классическим или underground, что в данном случае
является синонимом к "альтернативный". То есть
нарушающий всякие стандарты построения логотипа (но
не синонимом "коверкание шрифта"). Тут мерой
является ваш художественный вкус. Концепция
определит в общих чертах даже группу шрифтов,
которые могут быть для этого использованы.
Затем вы начинаете тщательно изучать графемы,
использующиеся в логотипе. Что это? Это буква,
символ, знак, но не в плане значения или звучания,
а то, как выглядит символ. Ну, к примеру, в
графемах Р и Ь
очень много общего, хотя по звучанию нет ничего
даже рядом... Так же графемы С и
Э. Ну и другие... Например,
программы распознавания текстов в своей основе
содержат алгоритмы идентификации графем.
Каждая графема (а следовательно, и весь шрифт)
состоит из элементов. Те же Р и
Ь, Ы содержат
два основных шрифтовых элемента, а в Я
добавлен еще один. Вот именно эти элемнты и
являются основой для создания логотипа, определяют
ритм начетания, его структуру. Например, слово
РЫБЫ :o) по направлению движения взгляда по
элементам уже содержит некоторое "ныряние в
глубину".
Это та часть логотипа, которой вы не можете
управлять, но которую можете изменять с помощью
шрифта. Компьютер позволяет подставлять шрифты в
готовое слово, подбирать нужный шрифт. Выбранный
вами шрифт должен не только отражать вашу
концепцию, но благополучно выглядеть в данном
графемном начертании, имеющем свой внутренний ритм.
Элемент, выделенный красным, напоминает рыбью
чешую... этим можно воспользоваться... Ну и стойки
также образуют определенный ритм. Стоит поискать
шрифт, в котором эти свойства будут максимально
выражены... Плюс цвет, используемый в стиле и
логотипе. В данном примере вряд ли будет уместен
красный цвет...(потому как рыба - это не совсем
мясо...)
Не всегда стоит искать в логотипе "чешую"
буквально. Для художественного восприятия логотипа
важен образ, может быть, метафора, заложенная в
логотипе. В логотипе ЛОГОС (см. прошлый выпуск) я
следовал логической цепочке
ЛОГОС-СЛОВО-МЫСЛЬ-МУДРОСТЬ и превратил логотип в
некую картинку с логикой СОВА-СИМВОЛ МУДРОСТИ (не
путать с моим личным логотипом, в который заложен
несколько иной, более личностный смысл). Иногда
логотип может представлять достаточно абстрактную
картинку, но, тем не менее, каждый должен суметь
прочитать слово, заложенное в логотипе (поскольку
речь в данном случае идет не о товарной марке,
знаке обслуживания или символе).
©
The Washigton Post
В лого газеты Вашингтон Пост использован
староанглийский шрифт с целью придания газете
образа традиционного стабильного издания. И хотя
газета американская, но ощущение английских
традиций ( а это в первую очередь консерватизм в
хорошем смысле слова - неизменность своих
политических и социальных взглядов, что является
уже частью имиджа газеты). И это художник смог
передать через шрифт в логотипе... Может
возникнуть ощущение, что этой газете уже несколько
сотен лет. Можете сравнить это с применением нашей
отечественной "Ижицы" для создания стиля "под
Хохлому"...
Часто логотип выполняется простым шрифтом для
более быстрого и четкого прочтения, а для создания
индивидуального образа к нему в блок добавляется
знак обслуживания (иногда символ).
©
VERITAY TECYNOLOGY. INC.
Иногда используется совмещенный вариант с
применением рисунка прямо на логотипе, или
какой-то текстуры.
©
SUN
В данных примерах я умышленно не даю фирменный
цвет логотипа, дабы не отвлекать от основной мысли
статьи.
По своей сути логотип - это не столько слово,
сколько уже изображение. Поэтому вполне допустимы
и активно используются приемы активного и
отрицательного кернинга, ну и вообще более
свободное использование символа как средства
графики.
© Mr De Sign 1995
Следующим моментом в практике разработки
логотипа является учет "зрительной зоны" символов
и вытекающее отсюда композиционное равновесие
логотипа. В свое время масса художников из сферы
наглядной агитации (был такой способ рекламы КПСС)
использовали при написании шрифтов равномерную
разметку, не учитывая вот эту самую визуальную
зону, не учитывая "открытость" знаков и психологию
восприятия.
Например, символы С, Е, Г, Р "открыты"
в правую сторону, а З, Э, Я - в
левую. Есть и симметрично "открытые" знаки -
О, Ш, Н, П, хотя по логике их
лучше назвать закрытыми симметрично. Мы читаем
слева направо, и психологически это направление
является для нас комфортным. Ну и понятно, что
взгляд скользит на "открытых вправо", и тормозит
на "открытых" влево... Что дает нам удобство или
дискомфорт восприятия.
Пример визуальной зоны воздействия символа...
Я думаю, все понятно из примера. Это особенно
актуально при применении ручной графики и
фотонабора. В компьютерных шрифтах (фонтах) это
обстоятельство во многом учтено, но контролировать
начертание логотипа на сей предмет все таки нужно...
Пример растягивания символов и кернинга.
1. Нормальный вид
2. Клинический случай растягивания шрифта
3. Нормальный прием употребления кернинга без "мордования"
шрифта.
Этот момент настолько проник в нашу жизнь (откройте
"Комок", "Сегодняшнюю газету" или "Всем! Всем!
Всем!"), что комментарии излишни... |